Асмолов, Александр Григорьевич

Асмолов, Александр Григорьевич
(1949 г.р.)
   Российский психолог, окончил факультет психологии МГУ (1972), доктор психологических наук (1996), член-корреспондент РАО (1995). С 1988 по 1992 год А. – главный психолог Гособразования СССР, с 1992 года – зам. министра образования России, профессор (1992), организатор и первый заведующий кафедрой психологии личности ф-та психологии МГУ (1997), автор более 200 научных работ.
   Кандидатская диссертация А., выполненная под руководством А.Н. Леонтьева (1977), посвящена анализу места и функций установочных явлений в структуре деятельности, динамической парадигме анализа деятельности. В ней раскрыта уровневая природа установок как механизма стабилизации поведения личности, намечены пути диалога отечественных и зарубежных теорий установки и психологической теории деятельности. Материалы, полученные в этой работе, нашли отражение в книге “Деятельность и установка” (1979).
   Динамика подходов А. к проблеме личности в психологии раскрывается в его книгах “Личность как предмет психологического исследования” (1984), “Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе” (1986), “Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов” (1990) и докторской диссертации “Историко-эволюционный подход в психологии личности” (1996). В работах А. реализуется комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. В них представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.). Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом “рассеивающем отборе”.
   А. рассматривает психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества. Им было дано обобщение основных принципов анализа в теории деятельности; предложена систематизация неосознаваемых психических явлений; обосновано понимание бессознательного как особой формы отражения, в которой субъект и мир выступают как одно неразрывное целое; выдвинуто представление о смысловых образования личности и смысловой природе индивидуальности человека.
   Идеи, выдвинутые А. в его книге “Культурно-историческая психология и конструирование миров” (1996), нашли отражение не только в теории психологии, но и в практике образования. В сфере образования России А. организована и внедрена в системе управления образованием практическая психология как проективная дисциплина, создана служба практической психологии и система переподготовки практических психологов образования, спроектированы комплексно-целевые программы, способствующие психологизации и гуманизации образования. Им также обоснована парадигма развивающего смыслового вариативного образования как доктрина системы образования в России, приведшая к изменению социального статуса психологии в сфере образования, а также развитию неклассической релятивистской психологии как одного из направлений современной методологии науки.

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Асмолов, Александр Григорьевич" в других словарях:

  • Асмолов, Александр Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Асмолов. Александр Григорьевич Асмолов Дата рождения: 22 февраля 1949(1949 02 22) (63 года) Место рождения: Москва Страна …   Википедия

  • Асмолов, Александр Григорьевич — Член корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова; родился 22 февраля 1949 г. в г. Москве; окончил МГУ в 1972 г., доктор психологических наук; в 1991 1991 главный психолог… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Асмолов Александр Григорьевич — …   Википедия

  • Асмолов, Александр Григорьевич — (р. 1949)     д р психологических наук (1996), профессор (1997), член корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой факультета психологии МГУ.    (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Асмолов — Асмолов  русская фамилия. Асмолов, Александр Григорьевич (род. 1949)  российский психолог, политик и учёный. Асмолов, Василий Иванович (1828 1881)  известный российский промышленник, основатель и владелец Ростовской табачной… …   Википедия

  • Александр Григорьевич Асмолов — …   Википедия

  • Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации — является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… …   Википедия

  • Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации — является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… …   Католическая энциклопедия

  • Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации — в 1996 2001 гг. консультативный орган, созданный в целях информирования Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации, разработки предложений по формированию и проведению …   Википедия

  • Члены-корреспонденты Российской академии образования — Члены корреспонденты Российской академии образования: Абрамов, Александр Михайлович Александров, Игорь Александрович Алексеева, Вера Васильевна Алексин, Анатолий Георгиевич (в статье указано: член корреспондент АПН СССР) Антропова, Мета… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»